План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА, ПМЛА)

ИП Купцов Адель предлагает быструю и качественную разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте …Ст. 10, 116-ФЗ [1]

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛЛПА) — документ, который содержит возможные сценарии возникновения и развития аварий, а так же порядок действий персонала для минимизации последствий аварий объектах, в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности и разрабатывается на объекты зарегистрированные в реестре опасных производственных производственных объектов.

Обязанность разработки плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий устанавливается в Статье 10 из Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для следующих опасных производственных объектов (ОПО) I, II и III классов опасности, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых;
  • осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также объекты хранения и переработки растительного сырья, обладающие признаками опасности.

Далее в этой статье ФЗ-116 указан порядок разработки ПМЛЛПА и отмечено, что требования к их содержанию устанавливается Правительством РФ. В настоящее время таким документом является Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах». В этом Положении определяются:

  • сроки действия ПЛММПА в зависимости от вида и класса опасности ОПО;
  • причины и сроки пересмотра ПЛММПА;
  • должностные лица утверждающие и согласовывающие ПЛММПА;
  • структура и содержание ПЛММПА.

Исходя из анализа нормативных документов, приведенных выше:

1. Перечень опасных производственных объектов для которых обязательна разработка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий определяется только пунктом 2 статьи 10 116-ФЗ;

2. Порядок разработки и требования к содержанию разрабатываемого документа определяются Постановлением № 730.

3. Разработка других документов кроме ПМЛЛПА не предусматривается.

В настоящее время существует некоторая путаница с одновременным наличием требований к различным «Планам ликвидаций аварий …» в 116-ФЗ [1] и ФНиП:

  • План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС);
  • План ликвидации аварий (ПЛА);
  • План локализации и ликвидации аварий (ПЛА);
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА).

Обязательность разработки Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с 116-ФЗ [1] и Постановлением № 730 [2] ни должна вызывать сомнения! Но как быть с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, где требуются Планы ликвидации аварий или Планы локализации и ликвидации аварий? Разрабатывать только ПМЛЛА или ПМЛЛПА совместно с ПЛА (ПЛАС)? Некоторые организации разрабатывают оба документа (по сути один документ с разными обложками). Поступают так зачастую из-за «на всякий случай, много – не мало … и т.д.» или по рекомендации местного инспектора Ростехнадзора (мнение которого для многих выше «непонятных» требований законодательства). Но нам нужно точно знать какой документ(ы) разрабатывать, а какие нет! Кто может точно и самое главное внятно ответить на этот вопрос!? Ответ на этот вопрос постарался дать Центральный аппарат Ростехнадзора, смотрите здесь: вопрос-ответ от Ростехнадзора. Однако многих такой ответ не устраивает, оставляя сомнения в трактовке 116-ФЗ. Тем не менее, если ответить на этот вопрос максимально просто, то он звучит следующим образом:

1. Разрабатывается только один документ под названием ПМЛЛПА (план мероприятий);

2. Все руководящие документы по разработке Планов ликвидаций аварий или Планов по локализации и ликвидации аварий служат для разработки специальной части ПМЛЛПА (см. п. 13 Постановления № 730).

По сути новый ПМЛЛПА это старый ПЛА, который никуда не делся, а стал специальной частью ПМЛЛПА. К прежнему ПЛА (специальная часть – индивидуальная для каждого вида ОПО) добавили общую часть с единой структурой и содержанием для всех видов ОПО.

Примером такого подхода могут служить ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах» [3] и «Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах» [4]:

«На шахте разрабатывают план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. В план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах включается специальный раздел, определяющий порядок действий в случае аварии по спасению людей и ликвидации аварий в начальный период возникновения и предупреждения ее развития, – план ликвидации аварий (далее – ПЛА) в горных выработках шахты. ПЛА в горных выработках шахты разрабатывают в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах …»

п. 23 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах»

Что касается Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) — документа, который содержал данные по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, то он был обязателен только с 08.06.2003 г. по 25.03.2013 г. для всех взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов. Так же с 28.12.2006 г. и до момента его отмены, данный документ проходил экспертизу промышленной безопасности, заключение которой согласовывалось с территориальным органом Ростехнадзора. После отмены данного документа аббревиатура «ПЛАС» не встречается более ни в одном законе .

Научные статьи по этому направлению:

1) ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
Колобов А.Н., Колобов Н.С., Старостина Е.А., Пестов А.В., Кайсарова Е.А., Кондрацкий В.Д.
Технические науки — от теории к практике. 2016. № 55. С. 37-41.

2) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ (ПМЛЛПА) СИСТЕМЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГАЗОПОТРЕБЛЕНИЯ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Шацкая К.В.
Наука, техника и образование. 2015. № 4 (10). С. 115-116.

3) РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ
Богач В.В., Маркина Г.А., Васьков Р.Е., Бодрова В.В., Карзанова Н.Ю.
Наука, техника и образование. 2015. № 10 (16). С. 55-58.

4) СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
Деркачев Н.В., Быльев Ю.В., Медведева А.Н., Афанасьев Р.В.
Проблемы современной науки и образования. 2015. № 10 (40). С. 39-41.

Как выглядит согласованныйс ПАСФ План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА):

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА, ПМЛА)Содержание Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА, ПМЛА)Характеристика опасных веществ в ПМЛА, ПМЛЛПАХарактеристика аварийности ПМЛА

 

Расчеты в Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА, ПМЛА)Расчеты в План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА, ПМЛА)Действия спасательных служб в ПМЛА, ПМЛЛПАДействия в Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛПА, ПМЛА)