Содержание и применение технических регламентов

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:  безопасность излучений;  биологическую безопасность;  взрывобезопасность;  механическую безопасность;  пожарную безопасность;  промышленную безопасность;  термическую безопасность;  химическую безопасность;  электрическую безопасность;  ядерную и радиационную безопасность;  электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;  единство измерений;  другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.  

Технический регламент должен содержать:  перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента;  правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;  требования энергетической эффективности;  требования к характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона «О техническом регулировании». В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов). Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона «О техническом регулировании». Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией с использованием национальных стандартов, опубликовываются в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещаются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за тридцать дней до дня утверждения указанных правил и методов.

Общие и специальные технические регламенты  
Общие технические регламенты принимаются по вопросам:  безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;  безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования, прилегающих к ним территорий;  пожарной, экологической, ядерной и радиационной безопасности;  электромагнитной совместимости. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов и степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтѐнной общим техническим регламентом. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические  и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Национальные стандарты и другие рекомендательные документы по техническому регулированию  
На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СанПиН, СНиП). Закон «О техническом регулировании» предусматривает закрытый список исключений, когда могут устанавливаться и другие обязательные требования к продукции (размещение госзаказа для оборонных нужд, регулирование в области систем связи и др.). Целью принятия закона являлась либерализация процессов сертификации продукции и упорядочение существовавшей в СССР системы стандартизации, пришедшей в несоответствие с современной нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень проработки отдельных положений закона вызывает в профессиональных кругах противоречивые оценки. В настоящее время действуют:  Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков.  Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей.  Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.  Технический регламент на масложировую продукцию.  Технический регламент на молоко и молочную продукцию.  О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту.  О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории России, вредных веществ.

Формы и методы оценки соответствия  
Федеральный закон о техническом регламенте в п.3 ст.7 предусматривает, что в техническом регламенте должны устанавливаться только обязательные формы оценки соответствия. Это закреплено и в ст. 23 применительно к подтверждению соответствия. Закон оперирует двумя понятиями, связанными с риском: риском причинения вреда и риском недостижения целей технического регламента. Применительно к выбору форм оценки соответствия речь идет о риске недостижения целей технического регламента, который складывается из двух составляющих: риска причинения вреда при использовании продукции, с одной стороны, и степени «жесткости» процедур оценки соответствия, с другой. Важно, чтобы совокупные меры оценки соответствия, обеспечивая надежный заслон для опасной продукции, не формировали значительный барьер при товарообороте и не приводили к значительному увеличению отпускной цены на продукцию, подвергаемую оценке соответствия.  Чем более опасна продукция и высок риск причинения вреда, тем более «жесткие» формы оценки соответствия необходимо устанавливать в техническом регламенте. Формы оценки соответствия подразделяют на две категории. Первая категория включает в себя процедуры, где продукция оценивается до ее поступления на рынок или дорыночными, и проводятся они в виде подтверждения соответствия, регистрации, утверждения типа, и т.д. Вторая категория форм оценки соответствия предполагает проведение оценки соответствия продукции уже на стадии ее обращения на рынке. Дорыночная оценка соответствия является изначально неудовлетворительной формой, т.к. проведение оценки соответствия задерживает поставку продукции на рынок. Эти задержки могут явиться причиной возникновения серьезного барьера для поставки продукции на рынок и препятствовать внедрению новых, более эффективных технологий. Для таких опасных видов продукции, как пищевая или лекарственные средства, она нужна для обеспечения уверенности в том, что продукция не представляет опасности для жизни и здоровья людей. Преимущество дорыночных форм оценки соответствия заключается в том, что при эффективном их выполнении заранее ставится преграда, препятствующая попаданию опасной продукции на рынок. Процедуры рыночной оценки проводят в виде контроля на рынке или государственного надзора. Достоинство этих процедур заключается в том, что они не создают барьеров в торговле и обеспечивают свободное перемещение товаров. Недостатки же связаны со значительным запаздыванием корректирующих мер, когда опасная или некачественная продукция уже поступила на рынок. Такую форму оценки соответствия называют «подсчетом жертв». По мере развития рыночных отношений и формирования цивилизованного рынка поставщиков область применения рыночных процедур подтверждения соответствия, с одной стороны, будет расширяться, но для стран с переходной экономикой целесообразно сочетать оба вида процедур оценки соответствия: на дорыночной стадии и на стадии обращения на рынке.  Для продукции машиностроения и приборостроения общего назначения не целесообразно проводить оценку соответствия на стадии проектирования. Оценка соответствия для нее может осуществляться в формах обязательного подтверждения соответствия на дорыночной стадии и государственного контроля — на стадии обращения. При этом, ослабление дорыночного контроля должно компенсироваться усилением контроля на рынке. Для особо опасной продукции машиностроения и приборостроения применяют анализ проекта, одобрение типа или регистрация, в сочетании с обязательным подтверждением соответствия на дорыночной стадии и государственным контролем (надзором) на стадии обращения. Если продукция поступает конкретному заказчику (например, для государственных нужд), то наиболее адекватной формой оценки соответствия вместо подтверждения соответствия может выступать приемка продукции, осуществляемая заказчиком.  Рациональное сочетание различных форм оценки соответствия на дорыночном и рыночном этапах, установленное в технических регламентах, позволяет обеспечить требуемый уровень защиты жизни, здоровья и имущества граждан. Утверждение типа является наиболее общей процедурой дорыночной оценки соответствия изделия. Эта процедура предусматривает оценку типа изделия и подтверждает правильность конструктивного решения. Результат такой оценки распространяется на все партии продукции, в отношении которых испытанный образец был типовым. Утверждение типа применяется для продукции машино- и приборостроения, для которой источники опасности обусловлены в основном конструкцией.  В одних странах оценка продукции проводится регулирующими органами, в других — компетентными испытательными лабораториями, но и в том и в другом случае окончательное решение остается за уполномоченным органом, который принимает его на основе протокола испытаний.  После утверждения типа, продукция допускается к продаже и/или эксплуатации, поэтому иногда эту форму оценки соответствия называют разрешением на применение или одобрением. Для транспортных средств таким документом служит «одобрение типа транспортного средства», обеспечивающее допуск транспортного средства к эксплуатации на дорогах общего пользования.  Регистрация — форма дорыночной оценки соответствия, осуществляемая органом власти на основании оценки документов производителя (поставщика) и предусматривающая включение продукции в реестр, содержащий перечень одобренной продукции. В мировой практике регистрация применяется для обеспечения оперативного определения изготовителя (поставщика) продукции на рынке и, в случае необходимости, принятия корректирующих мер.  Если продукция вносится в государственный реестр, то говорят о государственной регистрации, означающей разрешение на производство этой продукции. Государственная регистрация может включать экспертизу документов и результатов испытаний, внесение в государственный реестр и выдачу свидетельства о государственной регистрации. Такая регистрация в настоящее время предусмотрена для пищевых продуктов, тары (упаковки) и других изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, а также для косметической продукции и табачных изделий, медицинской техники и лекарственных средств.  На практике регистрация дополняется другими видами оценки соответствия для того, чтобы убедиться, что выпущенная продукция остается попрежнему безопасной.  Анализ проекта — форма оценки соответствия, заключающаяся в проверке проекта для оценки его возможности обеспечить соответствие продукции установленным требованиям и критериям безопасности, выявления возможных проблем и определения способов их решения. Анализ проекта проводится для сложных технических изделий (систем), несоответствие которых установленным требованиям может приводить к опасным последствиям. Очевидно, что эта форма оценки соответствия выполняется на дорыночной стадии.  Подтверждение соответствия проводится на дорыночной стадии путем сертификации или декларирования соответствия. Принципиальное различие этих двух форм подтверждения соответствия состоит в том, что сертификация проводится третьей стороной, независимой от изготовителя (поставщика, продавца) продукции, с одной стороны, и потребителя (заказчика), с другой; декларирование же соответствия осуществляется первой стороной. При этом, третья сторона все же принимает участие в процедурах декларирования соответствия, но, результирующий документ — декларация о соответствии — принимается первой стороной. Этим вся ответственность за правильность всех процедур оценки соответствия закрепляется за первой стороной и исключается «размывание» ответственности за счет участия третьей стороны. Анализ состояния производства проводится на дорыночной стадии как элемент схемы сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым при сертификации, или как самостоятельная форма оценки для проверки условий обеспечения стабильности характеристик. Анализ состояния производства дополняет результаты испытаний информацией, позволяющей судить о возможности сохранения соответствия, доказанного разовыми испытаниями, на конкретный период выпуска продукции. Анализ состояния производства включает определение: наличия и полноты технологической документации; соблюдения режимов технологического процесса; состояния средств технологического оснащения; наличия и эффективности системы контроля и испытаний, метрологического обеспечения.  Приемка объекта — это форма оценки соответствия, в рамках которой осуществляется контроль соответствия объекта заявленным изготовителем требованиям, проводимый представителем заказчика (комиссией) для удостоверения факта окончания изготовления (монтажа, строительства) объекта и оценки возможности его использования по назначению. Приемка продукции может осуществляться у изготовителя, при получении продукции приобретателем (в рамках входного контроля по качеству и количеству), приемка объектов строительства проводится на месте, перед или одновременно с вводом в эксплуатацию. Приемка объекта является жесткой формой оценки соответствия, так как она осуществляется в случае, когда продукция предназначена для конкретного заказчика. Ее результаты (в отличие от подтверждения соответствия) не позволяют в общем случае поставлять продукцию на обезличенный рынок.  Инспекционный контроль проводят на рыночной стадии в ситуации, когда по прошествии определенного периода времени свойства изделия ухудшаются (это характерно, например, для сложной продукции машино- и приборостроения). Инспекционный контроль проводится несколько раз в течение срока службы изделия специально уполномоченным органом. Инспекционный контроль в этом случае является жесткой процедурой оценки соответствия, направленной на обеспечение безопасности при эксплуатации. Поэтому его проводят для изделий, отказ которых может привести к авариям, или тогда, когда изделие или устройство вводится в эксплуатацию после монтажа (например, подъемные краны, лифты, отопительные котлы, здания и сооружения).  Инспекционный контроль определяется как систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы для поддержания правомерности заявления о соответствии. В такой трактовке инспекционный контроль рассматривается как элемент схемы подтверждения соответствия или аккредитации и осуществляется в виде инспекционного контроля за сертифицированным объектом или за деятельностью аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий.  Государственный контроль (надзор) — форма оценки соответствия, осуществляемая органами государственного контроля (надзора) с целью проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов и принятия мер по результатам проверки.  Надзор за рынком является важным инструментом оценки соответствия, применение которого предусматривает выявление несоответствующей продукции, принятие корректирующих мер, удаление (отзыв) несоответствующей продукции с рынка, наложение санкций, если это необходимо. Надзор за рынком направлен на устранение недобросовестной конкуренции, например, когда поставщик незаконно маркировал продукцию знаком соответствия или привел в товаросопроводительной документации недостоверную информацию о продукции.  Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор), должны иметь необходимые полномочия и ресурсы для того, чтобы исполнять эту деятельность независимым образом. Государственный контроль (надзор) является эффективным инструментом обеспечения безопасности, но проводится с запаздыванием, поэтому все меры в отношении несоответствующей продукции и поставщиков такой продукции носят корректирующий, а не профилактический характер.

Методы оценки соответствия  
Методы получения информации о состоянии объекта оценки, т.е. методы определения его характеристик,  показаны на   рис.1.  В обычной практике говорят о методах контроля. Под методом   контроля понимаются  правила применения определенных принципов и средств контроля,  другими словами, состав и последовательность операций в совокупности с используемыми при этом средствами. Каждый из методов, указанных на рис.1, может использоваться практически в каждой процедуре. Исключением может быть аккредитация или сертификация систем менеджмента, когда испытания обычно не применяются.
106 В конкретной ситуации метод (или методы) выбираются в зависимости от объекта и определяемой характеристики. Сначала выбирают состав характеристик, определяемых при оценке соответствия, а затем методы и средства контроля и испытаний. И наоборот,    нередко выбор характеристик определяется наличием тех или иных средств контроля и испытаний.

Собеседование обычно используется при оценке персонала или деятельности организаций.    Анализ документов  — рутинная часть   оценки   продукции,   услуг, систем, персонала и деятельности организаций. Испытания —  особый метод, отличающийся от измерений, анализа или компьютерного моделирования тем, что при испытаниях объект  подвергается воздействиям — внутренним, возникающим при функционировании объекта, и (или) внешним, которые создаются специальными устройствами, например, стендами).  При этом состояние объекта измеряется и проверяется  до, во время и после испытаний (в том числе и органолептически),  так же как измеряются  и  параметры воздействий. Эти особенности испытаний порождают ряд технических, организационных, методических и правовых задач, от правильности понимания и решения которых определяющим образом зависит       успех  серьезных  проектов (вспомним космическую, ядерную или автомобильную технику). В связи с этим в России действует специальный стандарт – ГОСТ 15.309-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции».

Порядок разработки, согласование и принятие  технического регламента

Технический регламент, разработанный в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании», принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.  Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:  обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;  финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;  документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;  документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;  перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, указанный в пункте 4 настоящей статьи. Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением документов, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение девяноста дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект федерального закона о техническом регламенте может быть рассмотрен Государственной Думой в первом чтении без отзыва Правительства Российской Федерации в случае, если отзыв Правительства Российской Федерации не был представлен в Государственную Думу в указанный срок. Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации. Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение шестидесяти дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект федерального закона о техническом регламенте может быть рассмотрен Государственной Думой во втором чтении без отзыва Правительства Российской Федерации в случае, если отзыв Правительства Российской Федерации не был представлен в Государственную Думу в указанный срок. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте, разработанный и подготовленный к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации, не позднее, чем за тридцать дней до дня его рассмотрения направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации с учетом заключения соответствующей экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за тридцать дней до дня его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации. Порядок опубликования и размещения указанного проекта постановления устанавливается Правительством Российской Федерации. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми. Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научнотехнического развития, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в Российской Федерации в установленном порядке, Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

Особый порядок разработки и принятия технических регламентов

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. Технический регламент может быть принят международным договором (в том числе договором с государствами — участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, утрачивает силу.

This entry was posted in промышленная безопасность. Bookmark the permalink.