Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов

В России в настоящее время объективные тенденции, связанные с увеличением техногенных опасностей, усугубляются общим экономическим кризисом, который привел к медленным темпам реконструкции производств, отставанием сроков ремонтов и замены устаревшего оборудования, неудовлетворительному состоянию систем предупреждения и ликвидации аварий, ухудшению уровня подготовки и снижению квалификации специалистов и персонала. Наблюдается устойчивая тенденция быстрого износа и старения основных фондов.

В целом по России износ основных фондов составляет 40,6%, а машин и оборудования — 57%. Особенно тяжелое положение сложилось в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности. Амортизационный износ оборудования достигает 80-85%, а в отдельных производствах 100%. Допускаются грубые нарушения установленных требований по проведению ремонта оборудования, перенос сроков ремонта без надлежащих технических обоснований, необоснованная замена регламентных видов ремонта на упрощенные. Оценка состояния технической безопасности ряда объектов угольной, горно-металлургической промышленности показала, что большая часть производств не соответствует надлежащему уровню безопасности. Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет расходов на безопасность. Ухудшение положения в области промышленной безопасности также обусловлено слабым механизмом ответственности предприятия за нарушения требований безопасности. Нормы, содержащиеся в ТК РФ, административном и уголовном кодексах, явно недостаточны и ориентированы на административно-командную систему управления. Например, в них не предусмотрена ответственность опасных предприятий за нарушение требований лицензии, несвоевременное предоставление декларации безопасности, непредставление соответствующей информации и за многие другие нарушения. Поскольку промышленная безопасность как самостоятельная область права появилась недавно, то и контроль в этой области российским законодательством почти не регулируется. Однако, учитывая мировую практику в части правового обеспечения промышленной безопасности, в Российской Федерации введен с 1996 года принципиально новый подход в части обеспечения безопасности людей и защиты окружающей среды, основанный на процедуре декларирования безопасности промышленных объектов. Для обоснования безопасности проекта особо опасного промышленного объекта или действующего особо опасного промышленного объекта, определения характера и масштабов опасности на нем, выработки организационных, технических и иных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и предупреждению аварий, регламентации действий персонала в аварийных условиях, предприятием обеспечивается подготовка декларации безопасности промышленного объекта. К числу документов содержащих требования промышленной безопасности относятся:  Федеральные законы;  акты Президента РФ;  акты Правительства  РФ;  акты Федеральных органов исполнительной власти; а также нормативно-технические документы, устанавливающие правила безопасности ведения работ на ОПО, другие нормативно-технические документы в области промышленной безопасности.        Основным Федеральным законом является Конституция РФ, которая устанавливает основополагающие требования:  ст.7 п.2: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, …» ст.37 п.3 «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Требования промышленной безопасности определяются Кодексами РФ:  Трудовой кодекс;  Гражданский кодекс;  Кодекс РФ об административных правонарушениях;  Уголовный кодекс;  Кодекс о градостроительной деятельности.  По вопросам безопасности основным является Федеральный закон «О безопасности». Промышленная безопасность является частным случаем безопасности, поэтому по вопросам промышленной безопасности нормативно-правовые акты находятся в ведение РФ.  Основным Федеральным законом о промышленной безопасности является Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 от 20.06.1997 г. определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

        Требования промышленной безопасности содержатся и в других Федеральных законах: «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об электроэнергетике», «Об охране окружающей среды».         Не устанавливаются отношения в области промышленной безопасности в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха».        Охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.      По вопросам промышленной безопасности субъекты Российской Федерации принимать нормативные правовые акты принимать не могут. В самих организациях, эксплуатирующих ОПО, принимаются локальные нормативные акты на основе Федеральных законов, иных нормативных актов РФ и субъектов РФ, а также нормативных технических документов.       В Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ используются следующие понятия: Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;          Основными поражающими факторами аварии на ОПО являются воздушная ударная волна; тепловое излучение; токсические нагрузки; летящие осколки элементов оборудования и конструкций; обрушение конструкций, зданий, сооружений.  Инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.  Требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

This entry was posted in промышленная безопасность. Bookmark the permalink.