До 1 декабря 2023 года нужно разработать Паспорт безопасности потенциально опасного объекта

ИП и юридические лица, которые владеют потенциально опасными объектами (ПОО), должны разработать до 1 декабря 2023 года Паспорт безопасности ПОО. Обязанность появилась в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2023 года Постановления Правительства РФ от 14.07.2022 № 1265. Рассказываем в статье, как разработать Паспорт безопасности потенциально опасного объекта.

Что относится к ПОО

Потенциально опасный объект — это здания и сооружения, их комплекс, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. В 2020 году Правительство РФ утвердило правила разработки критериев для отнесения объектов всех форм собственности к ПОО — смотрите Постановление от 14.08.2020 № 1226.

По ним потенциально опасными являются:

особо опасные, технически сложные или уникальные объекты — объекты атомной энергии, ГТС I и II классов опасности, ЛЭП 330 кВ и более, ТЭЦ 150 МВт и выше, вокзалы и морские порты, другие объекты из ст. 48.1 Градостроительного кодекса;
здания и сооружения, на которых возможно одновременное пребывание более 5 000 человек.

Всего есть шесть категорий опасности ПОО: от 1-ой — чрезвычайно высокой, до 6-ой — низкой. Отнесение к той или иной из них зависит от масштабов последствий аварии на объекте. У ПОО 1 категории нештатная ситуация может привести к ЧС федерального уровня.

На основании правил по Постановлению № 1226 федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации разработали свои перечни потенциально опасных объектов. Например, Ростехнадзор утвердил их Приказом от 03.08.2021 № 273. Он отнес к ПОО:

ГТС I и II классов опасности, кроме судоходных и портовых ГТС;
ЛЭП напряжением 330 кВ и выше;
ТЭЦ мощностью 150 МВт и выше;
ОПО I и II классов опасности, с расплавами металлов свыше 500 кг, ведение горных работ и работ по обогащению полезных ископаемых.

ИП и юрлица, которые эксплуатируют потенциально опасные объекты, должны в период с 1 сентября до 1 декабря 2023 года разработать и утвердить Паспорт безопасности. Это установлено в п. 4 Правил по Постановлению Правительства РФ от 14.07.2022 № 1265.

Для чего нужен Паспорт безопасности потенциально опасного объекта

Поскольку аварии на ПОО могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации не только локального, но и федерального масштаба, МЧС России должно знать о таких объектах, чтобы своевременно реагировать на любые инциденты. Для этого владелец и разрабатывает Паспорт безопасности.

Документ содержит основные характеристики ПОО; сведения об эксплуатирующей организации, ее силах предупреждения и ликвидации ЧС; краткое описание возможных опасных ситуаций. На основе Паспорта безопасности владелец потенциально опасного объекта планирует мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий.

Документ разрабатывается в двух экземплярах: для эксплуатирующей организации и МЧС России.

Из каких разделов состоит Паспорт безопасности

Форма документа приведена в приложении к Постановлению № 1265.

Структура Паспорта безопасности потенциально опасного объекта:

Титульный лист. Содержит наименование ПОО, название эксплуатирующей организации, гриф утверждения с датой, год разработки Паспорта, номер и дату регистрации документа в МЧС России.
Общие сведения о потенциально опасном объекте. Здесь приводят сведения о владельце ПОО, в том числе должностных лицах, ответственных за деятельность по предупреждению ЧС. Также в разделе кратко описывают сам объект: его адрес, категорию опасности.
Сведения о силах и средствах для предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Это один из самых больших разделов Паспорта. Здесь владелец описывает, какие у него есть профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные формирования и спасательные службы. Отдельно он приводит информацию по каждому виду систем оповещения и информирования; резервных источниках электро-, водо-, тепло-, газоснабжения; финансовых и материальных ресурсах для ликвидации ЧС, сведения о пожарной охране.

Приложение. Список изменений в Паспорт безопасности.

Как утвердить Паспорт безопасности

Владелец разрабатывает документ на каждый ПОО, который он эксплуатирует. Если два и более опасных объекта неразрывно связаны как единый технологический комплекс, размещенный на обособленной территории или на смежных территориях с расстоянием менее 500 м, то на них можно утвердить один Паспорт безопасности.

Важно. Если ПОО по характеристикам одновременно относится к критически важному объекту (КВО), то на него Паспорт не делают. Для КВО есть свои требования по Постановлению Правительства РФ от 10.11.2022 № 2034.

Алгоритм разработки и утверждения Паспорта безопасности потенциально опасного объекта:

Разработать документ по форме в Постановлении № 1265. Оформить его на бумажном носителе в двух экземплярах.
Утвердить Паспорт безопасности ПОО руководителем организации (ИП) или его заместителем, либо руководителем филиала (обособленного подразделения), если у того есть такие полномочия.
Направить оба экземпляра Паспорта на регистрацию в ГУ МЧС России по субъекту РФ, в котором расположен потенциально опасный объект. Это нужно сделать в течение 10 рабочих дней с даты утверждения документа.
ГУ МЧС России проверяет утвержденный Паспорт ПОО и не позднее 15 рабочих дней со дня получения присваивает ему регистрационный номер. Один экземпляр ведомство оставляет у себя, а второй направляет владельцу.

Срок действия Паспорта безопасности ПОО не установлен. Все изменения содержащихся в нем сведений в процессе эксплуатации объекта нужно внести в документ в течение 30 дней и уведомить об этом ГУ МЧС России.

This entry was posted in Купцов, мчс, промышленная безопасность. Bookmark the permalink.